на главную страницу

Дела учебные

"Илиада"

Дела учебные
Факультет
Рефераты
Литература
Ссылки
О нас
Творчество
Фотоальбом
Фотопутешествие
Архив рассылок




  ПЕСНЬ I

Воззвание к музе и изложение предмета песней, гнева Ахиллесова и его последствий, ст. 1—7. Причина распри между Агамемноном и Ахиллесом; Хрис, жрец Аполлона, приходит в стан ахеян, чтобы выкупить дочь свою, в предшествовавшие битвы, при разорении Фив, плененную и наградою из добыч Агамемнону данную, 8—21 и 366. Агамемнон отвергает его с поруганием; жрец удаляется и молит Аполлона о мщении за обиду; бог на воинство ахейское посылает язву; она свирепствует, 22—32. Ахиллес, по внушению Геры, собирает совет, чтобы изыскать средство к отвращению бедствия; Калхас, верховный жрец, открывает истинную причину оного и объявляет, что только возвращением Хрисеиды отцу ее и принесением жертв Аполлону прекратится язва, 53— 100. Таким образом, раздраженный Агамемнон начинает распрю с Ахиллесом; возвратить Хрисеиды не отказывается, по с тем, чтобы немедленно дано ему было возмездие; Ахиллес, негодуя на корыстолюбие царя, оскорбительно упрекает его; Агамемнон возражает еще оскорбительнее и, наконец, грозит, что у самого Ахиллеса похитит Брисеиду, полученную им наградою от ахеян, 101—187. Ахиллес, оскорблением ожесточенный, обнажает меч па Агамемнона; является Паллада; ей покоряяся, он укрощает гнев, но, понося Агамемнона, объявляет, что он с мирмидонами более не участвует в брани, 188—244. Нестор убеждает их смириться, но тщетно, 245—304. Собрание прервано. Ахиллес и Агамемнон удаляются враждебные; первый — в стан свой, где, преданный гневу, остается без действия, 305 и 488. Последний отправляет Хрисеиду к отцу с умилостивительными жертвами богу; воинство очищается и также приносит жертвы Аполлону, 305—317. Между тем Агамемнон, совершая угрозы, посылает увесть насильственно Брисеиду от Ахиллеса, 318—348. Ахиллес молит матерь свою, Фетиду, об отмщении за обиду; она обещает просить Зевса, когда он возвратится на Олимп, ибо, со всеми богами отшед к Эфиопам, он не прежде как в двенадцатый день возвратится” 349—425. Между тем Хрисеида привезена к отцу с жертвами Аполлону: по принесении оных бог умилостивляется и язву прекращает, 430—488. Зевс возвращается на Олимп; Фетида предстает ему тайно и молит Бога отметить за сына ее', он преклоняется и дает ей обет, что трояне будут победителями в брани, пока Ахиллеса не удовлетворят за оскорбление Агамемнон и ахейцы, 492—533. Гера, недоброжелательная троянам, уведав о сем тайном совете, пагубном, как подозревает она, ахейцам, ею покровительствуемым, раздражается; распря Геры и Зевса во время пиршества, 534—567. Опечален весь сонм богов; Гефест возвращает их к веселости, 565—600; в боги, с наступлением ночи прекратив пиршество, отходят ко сну, 601 —611*

ПЕСНЬ II

Зевс, дабы отметить за обиду, Ахиллесу нанесенную, досылает Агамемнону, во время ночи, обольстительное сновидение, что он наконец завоюет Трою, ст. 1—40. Агамемпон, обольщенный и жаждущий без Ахиллеса взять Трою, спешит и сновидение свое, и намерение вести на бой всех дана ев открыть старейшинам, потом немедленно сзывает собрание народное, 41—100. Но, не доверяя, готов ли народ без Ахиллеса вступить в. сражение, испытывает дух его и притворно советует возвратиться в отечество, произнося свою речь с знаменитым в руках наследственным скиптром, 101— 141. Народ, войною утомленный, не поняв намерения царя, быстро волнуется и бросается к кораблям, чтобы готовиться к ©отплытию, 142—154. Одиссей, Палладою возбужденный, нисшедшею с неба, убеждениями и угрозами укрощает смятение народное и своею властно вновь восстановляет собрание, 155—210. Терсита, мужа безобразного и злословного, жестоко наказывает для примера другим, 211—277. Так укротив народ, Одиссей новою речью возбуждает его на брань, воспоминая между прочим прежние счастливые знамения и пророчество Калхаса, что Троя будет взята в десятый год брани, 278—335. В таком же разуме произносит речь Нестор и вместе советует употребить некоторый род тактики, разделив народ на племена и колена, 336—368” Агамемнон начинает уже раскаиваться в своей распре с Ахиллесом, приказывает бой и бранным жаром одушевляет всех, 369—393. Все спешат вооружиться; между тем Агамемнон, заклав жертвы, старейших вождей приглашает па пиршество; прочие быстро, по своим кущам, приносят жертвы богам, насыщаются и готовятся к сражению, 394—440. Вестники по совету Нестора сзывают ахеян на бой; вожди строят их, каждый свое племя, и выводят к сражению, 441— 483. Подробное исчисление кораблей, народов и вождей, Которые с Агамемноном пришли на брань Троянскую, 484—785. Трояне также, Политом извещенные о наступлении ахеян, под предводительством Гектора, и сами, и союзники их, выходят в поле, к холму Ватиеи; краткое исчисление троян, союзников и вождей их, 786-877.

ПЕСНЬ III

Построенные воинства сходятся, трояне с криком, ахеяне тихо, ст. 1—15. Но до начатия сражения Парис вызывает на единоборство храбрейших из ахеян; выходит Менелай; устрашенный Парис отступает, 16—37” Скоро, однако, порицаемый Гектором, он решается на единоборство, долженствующее положить конец брани” 38—75. Гектор объявляет условия боя: победитель останется обладателем Елены и сокровищ, с нею похищенных, 76—95. Менелай,; согласясь на оные, требует, чтобы договор был освящен присутствием Приама, 96—НО. Воинства полагают оружия; с обеих сторон приготовляют жертвоприношения, 111—120. Между тем Елена, Иридою возвещенная о единоборстве Париса с Менелаем, всходит на башню Скейскую, откуда был вид на поле, 121—145. Старейшины троянские, там же собравшиеся, удивляются красоте ее. Приам ее расспрашивает, а она ему указывает и именует вождей ахейских: Агамемнона — ст. 146—190, Одиссея — ст. 191—224, Аякса” Идоменея — ст. 225—233. Елена ищет в воинстве и братьев своих Диоскуридов, но не находит, 234—245. Приам, вестником приглашенный, приезжает к воинству, сопровождаемый Антенором, 246—268. Договор единоборства освящается жертвоприношением” которое совершается с обрядами и обыкновеииями древности, 269—303. Приам возвращается в Трою; Гектор с Одиссеем измеряет место для битвы, бросает жребий, кому прежде начать ее; Парис и Менелай вооружаются, выходят, 304—344; сражаются, но Париса, уже побеждаемого, Киприда похищает и невредимого переносит в его почивальню, 345—382. Богиня туда же приводит Елену, против ее воли, и, негодующую, поносящую Париса, покоряет нежным его желаниям, 383—448. Менелай бесполезно ищет скрывшегося противника; Агамемнон требует от троян условленных наград победителю, 449—461.

ПЕСНЬ IV

Боги пиршествуют у Зевса, ст, 1—4 . Од между тем говорит о бывшем единоборстве. (Оно, как видели, осталось сомнительным, ибо Парис хотя побежден, но не убит. Кроме этого, о исполнением условий единоборства, т, е. с возвращением Елены Менелаю как победителю, кончилась бы брань Троянская и Зевс не исполнил бы обета, данного Фетиде, отметить за обиду Ахиллеса уничижением ахеян в брани.) Вот почему Зевс предлагает на размышление богам: как устроить дело? возобновить ли брань или положить мир между враждебными народами, возвратив Елену Менелаю я сохранив Трою? 6—19. Гера раздражается, ибо миром она не может удовольствовать ненависти своей к троянам; возражает, упрекает и принуждает Зевса согласиться на разрушение Трои, 20—49. Зевс, по ее убеждению, посылает на землю Афину, равно враждебную троянам; она убеждает Пандара пустить стрелу в Менелая, чтобы таким образом трояне нарушили договор и подали новую причину к брани, 50—104. Но Менелай ранен не в опасное место: Афина отвратила стрелу; язву осматривает и врачует Махаон, 105—219. Между тем трояне, вновь приняв оружие, наступают; ахеяне вооружаются; Агамемнон обходит воинство, 220— 250; одних, как Идоменея, 251, Аяксов, 279, Нестора, 293, которые стояли уже в готовности, хвалит ревность; других, Менесфея, Одиссея, 327—364, Диомеда, которые нового нападения еще но слышали, упрекает в медленности, 365—421. После сего брань с обеих сторон возобновляется; боги воспламеняют сердца, Арей и Аполлон — троян, Афина — ахеян, 422—456; многие ознаменовывают доблесть; Антилох убивает Эхепола, 457; Агенор — Элефевора, 463; Аякс Теламонид Симоисия, 473; Одиссей Демокоона, 499; Диора, вождя эпеян, поражает Пирос, фракиец, 517; его Фоас, этолиец, 527—538. С обеих сторон дело идет пламенно, 539-544.

ПЕСНЬ V

Диомед, воспламененный Афиною, отличается мужеством: сынов Дареса одного убивает, другого обращает в бегство, ст. 1— 29. Между тем Афина удаляет от битвы Арея; ахеяне отражают троян, многих убивают, которые и исчисляются, 30—84. Но ужаснее всех свирепствует Диомед: раненный стрелою Пандара, 85— 113, он немедленно исцеляется Афиною, его мольбой призванною, и, ею возбужденный разить Киприду, если бы она явилась в брани, сражается пламеннее прежнего и многих убивает, 114—165; Пандара, прежде пешим сражавшегося, а теперь на колеснице, вдвоем с Энеем, на него нападающего, убивает, 166—296; Энея, защищающего тело друга, ранит камнем, 297—310; Киприду, раненого сына уносящую из брани, уязвляет копьем в руку, 311 — 351. Киприда, Иридою из битвы изведенная, выпрашивает у Арея колесницу и удаляется на Олимп, где матерь ее, Диона, утешает, Гера и Афина над нею издеваются, а Зевс дает ей благие советы, 352—431. Энея, оставленного Кипридою, Аполлон избавляет от свирепства Диомедова и вносит в свой храм Троянский, где Лета в Артемида его исцеляют; а сам он, призрак Энея представя сражающимся, Арея вновь призывает ко брани, 432—460. Арей одушевляет троян, Сарпедон, упреками, воспламеняет Гектора; сражение возобновляется, в Эней, исцеленный, вновь предстает обрадованным троянам, 461—518. Ахеяне вновь одушевляются Агамемноном, 519—532. С обеих сторон сражаются храбро и убивают? многих 533—627. Тлиполем и Сарпедон, оба, друг другом раненые уносятся из битвы, 628—679. Сарпедона силы восстановляются; между тем Гектор воспламеняет бой, принуждает ахеяи отступить и многих убивает, 680—710. Гера и Афина, чтобы помочь утесненным ахейцам, готовятся к брани; описание их колесницы и оружий, 711—756. Богини, с согласия Зевса, устремляются от Олимпа, 757—777. Гера, голосом Стентора, одушевляет ахеян; Афина упрекает Диомеда, восходит с ним на колесницу, возбуждает его на самого Арея, на которого Диомед нападает а ранит бога, 778—863. Арей немедленно удаляется на Олимп и, по повелению Зевса, Пеоном исцеляется; Гера и Афина вслед за ним возвращаются на небо, 864—909.

ПЕСНЬ VI

После отшествия богов из брани ахейцы поразив многих троян, до того одолевают, что они готовы бежать в город, ст. 1—74. Гелен-прорицатель убеждает Гектора, чтобы он повелел всенародно молить Палладу в замке Троянском, 75—101. Гектор, немедленно восстановив бой, отходит в город. В сей битве Диомед та Главк, вождь ликийский, сошедшись к сражению говорят о своем роде и, вспомнив об отцах, почитают себя соединенными правом гостеприимства, отцами их друг другу оказанного, обмениваются оружием и, в знак дружбы, дав друг другу десницы, расходятся, 102—256” Гектор, вошед в город, идет к Приамову дому; описание оного, 237—250. Гекуба, по совету Гектора, которого на пути встречает, отправляется с знаменитыми троянками, торжественным ходом, в храм Паллады, несет драгоценную ризу, богине посвящаемую, в совершает моление о спасении Трои, 251—312* Между тем Гектор приходит к Парису, дома покоящемуся, и упреками возбуждает его выйти снова на сражение, 313—368; посещает свой дом и, узнав, что Андромаха отошла к городским воротам, сам туда поспешает, у башни Скейской встречает ее с сыном Астианаксом, вступает с нею в трогательный разговор, утешает ее и сына поручает богам, 369—502. Расставшися, он скоро настигнут Парисом, на брань вооруженным, который сравнивается с конем, из стойла вырвавшимся, 503—529.

ПЕСНЬ VII

Гектор и Парис, вышед из города, немедленно вступают в сражение, и ахеян, с успехом сражавшихся, преодолевают, ст. 1—16, Паллада и Аполлон нисходят на побоище и соглашаются, дабы укротить свирепство ратующих, возбудить мужество Гектора, 17—53” Гектор, по совету Гелена-прорицателя, вызывает на единоборство храбрейшего ахейца, 54—91. Ахеян, колеблющихся принять вызов, поносит Менелай и готов сам выйти; его удерживает Агамемнон, 92—122. Между тем упреки Нестора одушевляют ахеян: вое-, стают девять героев готовых на единоборство с Гектором; жребий, л о совету Нестора между ними брошенный, падает на Аякса Теламонида, 123 —205. Аякс вооружается и с Гектором сходится, 206—225; герои разговаривают, 226—243; сражаются копьями, Гектор ранен, 244—262; камнями Гектор сбит с ног, но воздвигнут Аполлоном, 263—272; готовы сразиться мечами, но вестники обеих сторон приходят разлучить их, по причине наступления ночи, я герои, почтив друг друга дарами, расходятся, 273—312. На общем пире Агамемнон чествует Аякса, как победителя, целым хребтом вола, 313—322. Между тем Нестор предлагает совет о погребении убитых и об укреплении стана, 323—344. В собрании у троян Антенор убеждает, для прекращения войны, возвратить Елену и сокровища, с нею похищенные; Парис возражает, на то не соглашаясь, но возвратить сокровища желает и даже умножить их собственными, 345—364. Сей ответ его Приам велит вестнику на другой день сообщить ахейцам и притом просить перемирия для погребения убитых, 365—416. После сего оба народа заботятся о погребении своих мертвых, которых на костре сожигают. Кроме сего, ахеяне окружают корабли свои стеною и рвом, 417—442. Боги удивляются делу ахеян, Посейдон негодует, Зевс его успокаивает, 443—469. Наконец ахеяне и трояне, устроив вечерю,, пируют в продолжение ночи, грозной ужасным громом, которым Зевс предзнаменует им бедствия, 470—482.

ПЕСНЬ VIII

Зевс, собравши всех богов, запрещает им, под жестокою карою, пособлять воюющим народам и предлагает богам испытать, если они желают, могущество его, посредством золотой цепи, спустив ее с неба. Кончив угрозы благоволительной речью к Палладе, он в колеснице удаляется на Иду, ст. 1—52. Оттуда смотрит на битву” которая с обеих сторон продолжается с равным успехом до полудня; но в сие время он, взвесив на весах роковые жребии обоих народов, бросает молнию, знаменуя поражение ахеян храбрейшие из них предаются бегству, 53—79. Нестор, у которого один из коней ранен, остается и подвергает опасности свою жизнь при приближении Гектора, 80—90. Диомед призывает, но напрасно, Одиссея, защитить старца; наконец сам принимает его в свою колесницу и, напав на Гектора, убивает возницу его, 91—129. Трояне вновь поколеблены; но Зевс перуном, перед конями Диомеда поверженным, принуждает Нестора и Диомеда к бегству, 130— 157. Гектор злословит бегущего; герой негодует и, желая опять обратиться на Гектора, удерживается новым громом Зевса, 158—171. Гектор возбуждает троян напасть на корабли ахейские; обращает речь к коням своим, убеждая их догнать Диомеда, которого убить он похваляется, 172—198. Гера негодует и преклоняет Посейдона, но бесполезно, восстать на ахеян. По ее внушению Агамемнон воинство ахеян, уже за стену отраженных, одушевляет громкими упреками и молением к Зевсу, который ниспосылает ему орла, в счастливое знамение, 199—250. Ахеяне с новым жаром обращаются на троян, и Диомед первый; молодой Тевкр, стоя под щитом Аякса, многих поражает стрелами, 251 —277; несколько раз метит в Гектора, но тщетно, и скоро сам поражен от него камнем, 278—334. Трояне, снова Зевсом одушевленные, обращают в бегство ахеян; их преследует Гектор, победою гордый, 335—349. Гера и Паллада негодуют на неправосудие Зевса и, решась помогать ахеянам, устремляются в колеснице; но Зевс, узрев их с Иды” посылает Ириду с угрозами и с повелением удержать их, 350— 437; сам, возвратясь на Олимп, жестоко укоряет непокорных богинь и угрожает, что завтра он еще большее поражение нанесет ахеянам, 438—484. С наступлением ночи прерван бой. Гектор, на самом месте боя, предложив распорядительные советы троянам, там же, недалеко от кораблей, располагается на ночь станом; трояне, по совету его, учреждают стражу и, зажегши в стане множество огней, которые поэт сравнивает со звездами. кругом их проводят всю ночь в гордых мечтаниях 485—565”

ПЕСНЬ IX

Ахейцы, пораженные в битве, проводят ночь в страхе и беспокойстве. Агамемнон, отчаясь в спасении, сзывает собрание и повелевает бежать, ст. 1—28. Диомед возражает и отвращает его от безрассудного намерения; так же и Нестор, 29—78, по совету коего учреждается стража для охранения стана. Агамемнон дает пир старейшинам; по окончании оного Нестор советует умилостивить Ахиллеса, чтобы он присоединился к воинству, 79—113. Агамемнон на сие соглашается, обещает Ахиллесу, если он с ним примирится, дать знаменитые дары и возвратить Брисеиду неприкосновенною, 114—161. Нестор избирает для сего послов: Феникса, бывшего наставника Ахиллесова, старшего Аякса, Одиссея и двух вестников, которые и отправляются, 162—184. Послы находят Ахиллеса играющим на лире, 185—195; он принимает их дружелюбно; угощает трапезою, по окончании которой первый говорит Одиссей, 196—306; Ахиллес возражает сурово и отвергает все, 307—429. Второй убеждает его Феникс, рассказывая между прочим повесть о гневе Мелеагра, 430—605; Ахиллес отвечает гневно, велит Фениксу остаться у него и грозится завтра отплыть с ним в отечество. Других послов отпускает, 606—623. Наконец говорит Аякс и краткою, по сильною речью потрясает душу его, 624— 642. Ахиллес оставляет намерение ехать но с Агамемноном не примиряется” 643—655. Аякс и Одиссей уходят и, вестию о безуспешном посольстве, опечаливают ахеян. Диомед ободряет их своею речью и советует на следующее утро снова сражаться, 656—713.

ПЕСНЬ Х

Агамемнон, равно и Менелай, устрашенные приближением троян, в виду ахейского воинства станом расположившихся, проводят ночь без сна, встают в сходятся, ст. 1—35. Видя нужным собрать совет, идут сами сзывать вождей, Менелай — Идоменея к Аякса Теламонида, Агамемнон — Нестора, 36—•130. Нестор, с ним вышедший, будит Одиссея, 131—149, Диомеда, 150—176; а его посылает призвать Аякса Оилида и Мегеса. Все, собравшись, идут осмотреть стражу, около рва поставленную, и находят ее доброю, 177—193. Перешед за ров, советуются и, по предложению Нестора, намереваются послать соглядатая в стан троянский, 194—218. На это решается Диомед и спутником себе, из многих желающих, избирает Одиссея, 219—253. Вооружаются и отходят при счастливом знамении птицы, Афиною посланной, 254—298. Гектор также хочет послать соглядатая в стан ахейский в обещает ему в награду коней Ахиллесовых. Вызвался троянец Долой, вооружается и отходит, 299—338. Подходя уже к стану ахеян, он попадается навстречу Одиссею и Диомеду. Они нападают на него, ловят и расспрашивают. Он им рассказывает все расположение стана троянского и даже место, где остановился недавно пришедший Рез, царь фракийский. По окончании расспроса Диомед убивает Долона, 339—464. Идут к стану Реза, которого Диомед, с двенадцатью сподвижниками его, убивает; Одиссей уводит славных его коней. Диомед замышляет новые подвиги, 465—506, но Афина, явяся ему, советует более не медлить, чтобы Аполлон не возбудил троян, и герои на конях Резовых возвращаются к своим, встречаются с приветствиями, омываются в море и садятся на пиршество с друзьями, 507—579.

ПЕСНЬ XI

С восходом зари Зевс посылает Вражду, которая возбуждает ахеян к продолжению брани, ст. 1—14. Агамемнон вооружается великолепным оружием и рано выводит к бою все ополчения, в которых, многим героям предзнаменуя гибель, Зевс, посылает кровавую росу, 15—55. Гектор с троянами также вооружается; сходятся обе рати и долго сражаются с равным ожесточением и успехом, ибо, кроме Вражды, ни одно содействующее божество но присутствует в брани, 56—83. В полдень ахейцы разрывают ряды 'троян, но необыкновенным геройством отличается Агамемнон; он убивает многих, чем воспламенив и все воинство, опрокидывает троян и гонит, 84—162. Преследуемые, они останавливаются уже под стенами города, Гектором ободренные; но сам Гектор, по повелению Зевса, ему Иридою возвещенному, избегает встречи со свирепствующим противником, а сражается в других местах, пока он не будет ранен и не удалится из боя, 163—215. Между тем Агамемнон, снова напав на остановившихся троян, убивает Ифидамаса и его брата, Коона, которым сам быв ранен, принужден удалиться из боя, 216—283. Тогда Гектор отражает ахеян и гонит, страшно свирепствуя, 284—309. Смятенный бой восстановляется Одиссеем и Диомедом, 310—342; Гектор нападает на них, но, пораженный в шлем копьем Диомеда, отступает, Диомед же, раненный в ногу стрелою Париса, удаляется из боя, 343—400. Одиссей остается на побоище один, среди толпы врагов, колеблется духом, наконец нападает, поражает многих, сам, раненный Соком, убивает и его; но принужденный отступить от окружающих его троян криком призывает на помощь друзей и избавляется Менелаем и Аяксом, 401—488. Аякс, напав на троян, обращает их в бегство, а Гектор на левом крыле свирепствует противу Идоменея и Нестора, 489—504. Парис ранит стрелою Махаона, которого Нестор увозит на колеснице, 505—520. Между тем Гектор, узнав, что трояне на другом конце смяты Аяксом, на него устремляется; Аякс, грозно сражаясь, отступает; по неохотному отступлению сравнивается с ослом, 521 —573. Эврипил ранен стрелою Париса а также оставляет бой, 574—596. Между тем Ахиллес, увидев Нестора, уводящего Махаона из битвы, посылает Патрокла осведомиться, 597—617. Нестор, известив о бедственном положении дел, убеждает Патрокла в речью, и повестью о брани элеян с пилосцами, дабы он или преклонил Ахиллеса помочь ахеянам, или сам, надев оружия Ахиллесовы, устрашил бы врагов, 618—803. Патрокл, возвращаясь назад, встречает Эврипила, страдающего от язвы приводит в сень и врачует, 804—847.

ПЕСНЬ XII

Ахеяне заключаются внутрь стены своей (здания, богам ненавистного и ими же, вскоре после самой Трои разрушенного, что поэт здесь и повествует), ст. 1—35. Троянё, угрожая кораблям, готовятся перейти ров и сперва встречают затруднение, 36—59 „ но вскоре, по совету Полидамаса, сходят с колесниц и, разделяся на пять отрядов, пешие устремляются, 60—107. Азии дерзает на колеснице приближиться к одним из ворот, но встречает в них двух Лапифов, Полипета и Леонтея; герои страшное убийство производят в дружине его и самого отражают, 108—194. Гектору, готовому перейти ров, Полидамас, устрашенный недобрым знамением — летящим над ними орлом, который нес змея и упустил его, советует оставить намерение, 195—229. Гектор поносит его малодушие и, презрев знамение, идет, чтобы напасть на стену, 230—250. Ахейцы, невзирая на страшную бурю, Зевсом на них устремленную, храбро защищают свое укрепление, и особенно оба Аяксы, 251— 289. Сарпедон, убедив Главка, с ним нападает на стену в другом месте, 290—330; им сопротивляется Менесфей, но, призвав на помощь Аякса старшего и Тевкра, с ними удерживает нападающих ибо Аякс отразил Сарнедона и убил сподвижника его, Эпикла, и Теквр уязвил Главка. Однако Сарпедон уже разрушил вершину стены, 331—407. Ликийцы снова храбро нападают, ахейцы защищаются, и бой с обеих сторон продолжается равный 408—436. Но Гектор сражается успешнее: приступив к другим воротам, он пробивает их камнем и врывается в стену; ахеяне бегут, 437—471.

ПЕСНЬ XIII

Зевс, даровав торжество троянам над ахеянами,. приведши их в самый стан врагов, отвращает взоры свои от брани и от Трои, ст. 5—10. Посейдаон, сострадающий об ахеянах, сим пользуется,, восстает, чтобы одушевить их, и на конях своих едет к Трое, 11—42; приняв вид Калхаса, он возбуждает к защите кораблей сперва Аяксов, потом других вождей и наполняет их новою силою, 43—124. Ахеяне собираются около Аяксов, строятся фалангами, непоколебимо встречают нападающего Гектора и отражают его, 125—149. Гектор, убедив троян, продолжает сражаться; многие герои убиты с обеих сторон, 150—205. Посейдаон, за убийство внука своего раздраженный, в образе Фоаса, возбуждает к битве Идомецея, 206—239. Идоменей, вооружася и взяв с собой Мериона, выходит на бой противу левой стороны, где утеснены ахейцы 240—329. Здесь возжигается жестокий бой: Зевс благоприятствует троянам, Посейдаон ахеянам, между которыми Идоменей более всех в продолжение битвы сей отличается доблестию и подвигами, 330—362. Он поражает Офрионея,, Азия, Алкафоя и угрожает Деифобу, потом с Мерионом, Антилохом и Менелаем успешно сражается противу Энея, Деифоба, Гелена и Париса, 363—672. Между уем Гектора, который сражался там, где и прежде, Аяксы, соединяся оба, и другие при них воинства одолевают до того, что трояне готовы отступить 673—724. Но Гектор, ободренный Полидамасом, собирает храбрейших и жестоко нападает на ахеян,; 725—807; Аякс великий сопротивляется, вызывает его, возбуждает новый бой, и оба воинства одушевляют себя ужасным взаимным криком, 808-836.

ПЕСНЬ XIV

Нестор, устрашенный необыкновенным ратным криком, выходит из своей кущи, где освежался питьем с уязвленным Махаоном, и спешит узнать причину, ст, 1—26. В встречу ему попадаются вожди, еще страдающие от ран, Агамемнон, Диомед и Одиссей, по той же причине вышедшие в поле. Агамемнон, узнав от Нестора, что стена пробита, советует приготовить корабли к бегству, 27—81. Одиссей порицает совет его, а Диомед убеждает их идти к битве, невзирая на раны, чтобы, но крайней мере своим присутствием, ободрить воинство, 82—134. Посейдаон, явясь идущему Агамемнону, в виде старца, ободряет его, а потом одушевляет воинство ахейское, 135—152. Между тем Гера, чтобы оказать еще более помощи ахейцам, намеревается идти к Зевсу на Иду и пленить его женскими прелестями; для этого украшается одеждами и благовониями, выпрашивает у Киприды пояс ее, 153—230, в Лемне убеждает Сон следовать за нею и вспомоществовать ей; предстает Зевсу на Иде, воспламеняет его любовию и в своих объятиях усыпляет, 231—351. Тогда Посейдаоа, Герою вспомоществуемый, успех битвы преклоняет решительно на сторону ахеян, 352—401. Гектор, от Аякса великого пораженный камнем, лишается чувств и друзьями выносится из боя, 402—439. Ахейцы, одушевленные новым мужеством, отражают троян от кораблей, и более всех отличается Аякс младший в преследовании бегущих, 440—522.

ПЕСНЬ XV

Зевс, восстав от сна, видит бегство троян, Посейдаона, пособляющего ахеянам, а Гектора без чувств лежащего в поле, ст. 1— 12. Грозно уличает он Геру в кознях ее и повелевает ей призвать от Олимпа Ириду и Аполлона, чтобы первую послать удалить Посейдаона из брани, а последнего восстановить силы Гектора; при сем Зевс предсказывает участь Патрокла, Гектора и судьбу всей брани Троянской, не могущей измениться, пока он не покарает ахеян за оскорбление Ахиллеса и не прославит его, как обещал Фетиде, 13—77. Гера, пришед на Олимп, извещает богов о грозных предопределениях Зевса и, смущает весь сонм их; от нее узнает Арей об убиении сына его, Аскалафа, и воспламеняется местью; неистовство его укрощает Афина, 78—142. Аполлон с Иридою предстают Зевсу; повеление его удалиться Посейдаону от брани, посланницей богу возвещенное, он принимает с негодованием и гордыми угрозами, 143—219. Аполлон восстановляет силы Гектора, и он, возвратяся к битве, устрашает ахеян, 220—280. Они, по совету Фоаса, собравшися одни храбрые, еще противятся врагам и мужественно сражаются. Гектор, напав на них, одних убивает, а других обращает к бегство, предводимый Аполлоном, который, потрясая эгидом, от Зевса ему врученным, ужасает ахеян и гонит, разрушает их стену, ею засыпает ров и уравнивает путь к кораблям, и трояне уже пред кораблями жестоко теснят ахеян, 281—389. Патрокл, увидев сию опасность, оставляет Эврипила и спешит к Ахиллесу, чтобы убеждать его помочь ахеянам, 390—404. Между тем ахеяне крепко защищают корабли; многие с той и другой стороны убиты, 405— 590. Наконец Гектор, устремляемый Зевсом, сильно нападает на ахеян, которые, хотя и жестоко теснимые, в порядке отступают в ряды кораблей, 591—674. Аякс Теламонид отличается доблестью: вооружася шестом и прядая с корабля на корабль, один отражает троян, с огнем к кораблям приступающих, одушевляет ахеян, воздвигает ужасную битву и геройски защищает корабль Протесилая, который зажечь приступил уже Гектор, 675—746.

ПЕСНЬ XVI

Патрокл возвращается к Ахиллесу и, спрошенный, о чем проливает слезы, извещает его об крайности, в которой находится все воинство ахейское, упрекает героя в жестокости и наконец умоляет, да позволит ему вооружиться своим оружием и вывесть мирмидонян на помощь ахеян, ст. 1—47. Ахиллес соглашается, но приказывает, чтобы Патрокл, отразив троян от кораблей, не подвергался большей опасности и немедленно возвратился в стан, 48—100. Между тем Аякс, утомленный боем, не может более противиться нападению врагов, отступает, и трояне зажигают корабль, 101—124. Ахиллес, увидев пламень, приказывает Патроклу скорое” вооружиться, сам строит свое воинство, воспламеняет его речью, заветным кубком творит Зевсу возлияние и моление за друга Патрокла, отпускает его и смотрит на отход воинства, 125—256. Трояне, устрашенные видом вождя мирмидонского, волнуются; он отражает их от кораблей и прекращает пожар, 257—302. Но трояне вновь одушевляются и противуборствуют,— возгорается жестокая битва; с обеих сторон поражены многие герои; трояне бегут, и Патрокл, прогнав их за стену, в открытое поле, там совершенно расстраивает и производит ужасное поражение, 303—419. Наконец выходит противу него Сарпедов, сын Зевса, которого Гера убедила, да бой героев предоставит на произвол судьбы, и Патрокл умерщвляет его, 419—490. Главк, избранный мстителем за умирающего Сарпедона, соединяется с Гектором и другими вождями, Патрокл — с Аяксами. Кровавая, продолжительная битва восстает за тело Сарпедона, вокруг которого падают многие герои, сам Гектор наконец бежит, и ахеяне обнажают Сарпедона, 491—655. Тело героя, по повелению Зевса, Аполлон похищает из битвы, а Сон и Смерть переносят в Ликию, 656—683. Патрокл, гордый успехом, преследует врагов до самого города, несколько раз бросается на стену, мечтая овладеть городом, но Аполлон устрашает его, 684—711. Между тем Гектору, вновь напавшему на ахеян, он храбро сопротивляется в убивает возницу его Кебриона, 712—783; упоенный новыми победами, бросается в средину воинства троянского, поражает многих. Но против него наконец выходит Аполлон, обессиливает и обезоруживает героя, 783— 805; Эвфорб ранит его” а Гектор, отступающего к своим, убивает и преследует его возницу Автомедона, который на конях Ахиллесовых убегает, 806—867.

ПЕСНЬ XVII

Менелай защищает тело Патроклово и Эвфорба, покушающегося похитить с него доспехи, убивает, ст. 1—70. Между тем Гектор, по убеждению Аполлона, возвратясь от преследования Автомедона, обнажает Патрокла; Менелай призывает Аякса на защиту тела, которое Гектор увлек бы обезображенное, если б не явился Аякс и не стал противу него с Менелаем, 71—139. Гектор, гордясь похищенным оружием, уходит от Аякса? Главк жестоко порицает его; возбужденный упреками его, Гектор одевается оружием Ахиллесовым, с Патрокла совлеченным, 140— 197. Зевс предвещает близкую смерть его, он же вновь устремляется, чтобы увлечь тело, и на сей бой призывает храбрейших вождей троянских, 198—236. Против них сходятся призванные Аяксом и Менелаем герои ахейские, 237—261. Таким образом на одном месте возгорается ужасная битва, в которой Менелай, Аякс и Гектор, предводительствуя своими дружинами, сражаются с переменным успехом — одни, чтобы защитить Патроклово тело, другие, чтобы увлечь его на поругание. Но во все это время Ахиллес еще не знает о смерти друга, 262—425. Ахиллесовых коней” унылых и проливающих слезы о Патрокле, Зевс одушевляет новою бодростию, и Автомедон снова летит в бой, взяв сподвижником Алкимедона, 426—483. Увидев его, немедленно устремляется Гектор, Эней и другие, чтобы овладеть знаменитыми конями. Против их нападения крепко стоят ахеяне, призвав на помощь Менелая и Аякса, которые, отразив врагов, снова обращаются к защите Патроклова тела и снова подымают за него страшную битву. Афина воодушевляет Менелая, Аполлон возбуждает Гектора, 484—592; он жестоко нападает на ахеян, и Зевс громом знаменует победу троянам, Тогда переменяется решительно успех битвы; храбрейшие ахеяне бегут; сам Аякс Теламонид устрашается, ища Антилоха, чтобы послать к Ахиллесу, и, ничего не видя сквозь ужасный мрак, покрывающий битвенное поле, он в ропоте храброго сердца вопиет к Зевсу, 593—651. По его же совету Менелай отыскивает Антилоха и посылает к Ахиллесу с вестию о смерти Патрокла, 652—704; потом с Мерионом подымает тело и несет к кораблям, под защитою Аяксов, которые, следуя по стопам их, мужественно отражают нападающих, но трояне жестоко преследуют, и бегство ахеян делается общим, 702-761.

ПЕСНЬ XVIII

Между тем как Ахиллес, видя большое смятение в воинстве ахеян, размышляет о причинах его, Антилох приносит ему весть о смерти Патрокла, ст. 1—21; он предается исступленной горести и плачу, 22—35; Фетида, услышав плач его, выходит из моря с сонмом нереид, чтобы утешить сына; но, видя, что он пылает немедленно мстить Гектору, невзирая на то, что и сам скоро после Гектора умереть должен, мать отклоняет нетерпение его до следующего дня, в который обещает ему принесть от Гефеста оружие, 36—137. Отпустив нереид в дом, Фетида спешит на Олимп. Между тем бой возобновляется при теле Патрокла и, несмотря на храбрую защиту Аяксов, Гектор овладел бы оным, если б Ахиллес, но убеждению Ириды, посланной к нему от Геры, не вышел на высоту рва, без оружия. Грозным видом своим и голосом он устрашает троян, которые в смятении предаются бегству, 138— 231. Между тем ахейцы, исторгнув тело Патрокла, приносят его в сень Ахиллеса при наступлении ночи, приближение которой ускоряет Гера, повелев Солнцу преждевременно закатиться, 232—242. Трояне в тревоге составляют совет. Полидамас советует им не оставаться ночью при кораблях, но войти в город, чтобы избежать неминуемого поражения, если Ахиллес равно нападет на них. Благоразумный совет его отвергнут Гектором; он, напротив, намеревается на другой день приступить к кораблям и сразиться с самим Ахиллесом, 243—314. Трояне проводят ночь в поле; ахеяне же, вместе с Ахиллесом, оплакивают Патрокла, омывают тело его, умащают благовониями и полагают на одр погребальный, 315—355. На Олимпе Зевс укоряет супругу, что она вновь возбудила ко брани Ахиллеса. Между тем Фетида приходит в дом Гефеста и почтительно принимается, 356—427. Гефест, на просьбу ее изъявив благосклонную готовность, делает для Ахиллеса щит, великолепно украшенный, и другие оружия, 428-616.

ПЕСНЬ XIX

С рассветом дня Фетида приносит от Гефеста орудия Ахиллесу. Он. видом их воспламененный, жаждет боя, ст. 1—27, и, между тем как Фетида облаговонивает тело Патрокла, дабы до погребения осталось невредимым, Ахиллес сзывает ахеян в собрание, 28—41. Сходятся все, и сам Агамемнон. Ахиллес объявляет, что он оставляет гнев, и требует битвы без отлагательства, 42—73. Народ радуется примирению вождей; Агамемнон немедленно сознает проступок свой, но вину его возлагает на богиню Обиду и предлагает выдать дары примирения, обещанные прежде чрез Одиссея; Ахиллес, равнодушный к ним, но жаждущий отметить Гектору, настаивает, чтобы немедленно вступить в сражение, 74—153, наконец уступает убеждениям Одиссея, который советует повременить, пока рать подкрепится пищею и пока сам Ахиллес, в знак торжественного примирения, не примет, пред лицом народа, как даров, так и Брисеиды, причины раздора, 154—237. Посланные, Нестора сыны, приносят дары, приводят Брисеиду, и Агамемнон произносит клятву, что деву он возвращает неприкосновенною, 238—275. Дары относят в кущу Ахиллеса; там Брисеида, увидев мертвого Патрокла, оплакивает его, 276—300. Сам Ахиллес, не внимая просьбам старейшин и отказываясь совершенно от пищи, предается горести и плачу о Патрокле, 301—339. Афина, посланная Зевсом, дабы Ахиллес от голода не потерял сил, укрепляет его нектаром и амброзией. Между тем ахеяне выступают к сражению, 340—364. Ахиллес вооружается новым доспехом, всходит на колесницу, уговаривает коней, 365—403, слышит одного из них, предсказывающего ему скорую смерть, и, не щадящий жизни, устремляется в битву, 404-424.

ПЕСНЬ XX

Когда оба воинства выступили к сражению, Зевс, призвав богов на собор, позволяет им вспомоществовать в брани, кому кто желает, дабы Ахиллес не нанес совершенного поражения троянам,. ст. 1—30. Сходят с Олимпа: Гера, Афина, Посейдаон, Гермес, Гефест, чтобы поборать за ахеян, а за троян Арей, Аполлон, Ксанф, Артемида, Лета и Киприда. Приближение богов к брани сопровождается грозными явлениями, громом с небес, колебанием земли, которого сам Аид ужасается, 31—74. Ахиллес выходит на бой и ищет Гектора, но Аполлон возбуждает против него Энея, 75—111. Гера хочет противиться ему, но отвращена от своего намерения Посейдаоном, по совету которого все боги восседают вдали от боя, одни на валу Геракловом, а другие на Калликолоне, 112—155. Эней и Ахиллес сходятся на бои, разговаривают, 156—258, сражаются, 259—290; но Энея, которому судьбою определено царствовать над троянами, Посейдаон избавляет от смерти, далеко отбросив его по воздуху, 291— 352. Ахиллес и Гектор, оба впереди воинств возбуждают их к бою, но последний, по совету Аполлона, наконец удаляется в толпу. Ахиллес нападает на троян, и, кроме многих других, убивает Полидора, Приамова сына, 353—418. Гектор, пылая отметить за смерть брата, выходит на Ахиллеса, сражаются, но Аполлон и его, покрыв облаком, спасает, 419—454. Разъяренный Ахиллес нападает на других троян и покрывает поле битвы телами и оружием пораженных, 455—503.

ПЕСНЬ XXI

Ахиллес гонит бегущих троян, одних к городу, других к Ксанфу (Скамандру), в который они бросаются, ст. 1—16, многих из них убивают в реке, но двенадцать юношей, захватив живых, отсылает в стан, обрекши их в жертву Патроклу, 17—32. Там же убивает Ликаона, Приамова сына, умоляющего о пощаде, 33— 137, поражает Астеропея, вождя пеонян, и многих между ними, 138—211. Ксанф, спертый в течении трупами, жалуется и убеждает Ахиллеса укротиться, но напрасно: он продолжает убийства и снова вскакивает в середину реки. Река свирепо нападает на него волнами и, наконец, вышедшего и бегущего преследует его по полю, 212—271. Ахиллеса, устрашенного и уже с трудом борющегося против яростных вод, одушевляет Посейдон и Афина. Ксанф, более раздраженный, призвав на помощь и Симоиса, наводняет все поле и снова грозит потопить Ахиллеса, 272—327. Но Гера противу поставляет Ксанфу Гефеста, который, устремив огонь, зажигает реку, иссушает поле и не укрощает пламени, пока не повелела Гера, убежденная мольбою Ксанфа, 328—384. Между тем подымается распря и брань других богов: Арея, Афины, Киприды, Аполлона, Посейдона, Геры, Артемиды, Гермеса, Леты, 385—513. После сего все боги возвращаются на Олимп, но Аполлон входит в Трою, чтобы защитить ее, ибо Ахиллес, грозно свирепствуя, гонит троян к городу; Приам, увидев его с башни, приказывает растворить ворота для спасения бегущих, 514—543. Аполлон, чтобы отвратить от них свирепство Ахиллеса, устремляет против него Агенора, который в нападает на него, 544—594. Но Аполлон, скоро удалив Агенора и сам приняв образ его, обманывает Ахиллеса, от него убегая и, таким образом, отвлекая от города, 595—611.

ПЕСНЬ XXII

Все троянское воинство убегает в город; Гектор один остается в поле, у ворот Скейских. Между тем Ахиллес, узнав обман Аполлона, которого, под видом Агенора, преследовал, возвращается к городу, ст. 1—24. Отец и мать убеждают Гектора войти в стены, 25—89; тщетно: стыдом и другими чувствами удерживаемый, он остается, чтобы с оружием в руках встретить Ахиллеса, 90—130, но, с приближением героя, приходит в страх и убегает. Ахиллес, его преследуя, три раза гонит около города, 131—165. Все боги на них смотрят; Зевс изъявляет сострадание об Гекторе; Афина негодует и, по воде отца, нисходит с Олимпа, чтобы участвовать в битве героев, 166—187. Когда оба они уже в четвертый раз прибежали к ключам Скамандра, Зевс полагает на весы их жребии: Гекторов преклоняется, 188—212; Аполлон оставляет его. Паллада является Ахиллесу, одобряет его и сама, под видом Деифоба, брата Гекторова, явившись и ему, коварно убеждает сразиться с Ахиллесом, 213—247. Таким образом, герои сходятся к единоборству; Гектор предлагает условия, Ахиллес гордо отвергает их, 248—272. Оба с равным ожесточением сражаются. Гектор потеряв копье и видя, что жестоко обманут Афиной, отчаянно нападает с мечом, но Ахиллес пронзает его копьем, 273—330. Гектор, пав, просит погребения, но, отринутый, предсказывает Ахиллесу близкую смерть и испускает дух, 331—363. Ахиллес обнажает его, предает воинам на поругание и, наконец, привязав к колеснице, увлекает в стан, 364—404. Гектора оплакивает весь город, также Приам, Гекуба, со стен его увидевшие, и Андромаха, из дому прибежавшая, 405—515.

ПЕСНЬ XXIII

Ахиллес, возвратяся в стан, начинает с мирмидонцами обряд погребения Патрокла: сам, впереди вооруженных дружин их, на колесницах трижды объезжает вокруг мертвого тела, а Гектора простирает пред одром его, ст. 1—25. Приготовляет дружинам своим пир похоронный, сам же уходит к Агамемнону; им упрашиваемый, отказывается от омовения, вечеряет у него и, назначив на другой день погребение, удаляется, 26—58. Ночью является Ахиллесу душа Патрокла, требуя погребения, и просит, чтобы кости его были положены вместе с Ахиллесовыми, 59—107. С зарею, по повелению Агамемнона, ахейцы едут рубить дрова для костра, привозят его; мирмидонцы торжественно приносят тело Патрокла, покрытое волосами друзей, ему их посвящающих. Ахиллес обрезывает свои волосы, Сперхию-реке посвященные, и, как залог любви, влагает их в руки Патроклу, 108—153. Вечером сооружают костер; Ахиллес закалает близ его многие жертвы и двенадцать юношей троянских; но Гектора тело сохраняют Афродита и Аполлон, 154—191. Между тем костер не загорается; Ахиллес призывает мольбою ветры, Зефира и Борея, которые, быв извещены о том Иридою, прилетают в воспламеняют его. У горящего костра Ахиллес терзается горестию, 192—225. С наступлением дня собирают кости Патрокла, полагают в урну и насыпают могилу, 226—256. Наконец, в честь мертвого Ахиллес предлагает подвиги разного рода и награды; их заслуживают вожди: ристанием па колесницах — Диомед, Антилох, Менелай, Мерион, Эвмел, Нестор, 257—650; кулачным боем — Эпеос и Эвриал, 651—699; борьбой — Аякс Теламонид и Одиссей, 700—739; бегом — Одиссей, Аякс Оилид и Антилох, 740—797; битвой оружием — Диомед и Аякс Теламонид, 798—825; метанием круга — Полипет, 826—849; стрельбой — Мерион и Тевкр, 850—883; метанием копья — Агамемнон и Мерион 884-897.

ПЕСНЬ XXIV

По окончнии игр ахеяне вечеряют и предаются сну; Ахиллес, о Патрокле сетуя, проводит ночь без сна и утром, привязав Гектора к колеснице, волочит вокруг могилы друга; но Аполлон сохраняет тело его невредимым, ст. 1—21. О таком поругании, многие дни продолжающемся, одни из богов соболезнуют и. убеждают Гермеса похитить тело, другие тайно радуются и противятся похищению ст. 22—30. Наконец Аполлон жестоко упрекает богов за их неблагодарность к Гектору и потворство Ахиллесу; Гера гневно возражает ему, 31—63. Но Зевс подает иной совет и совершает его: призвав на Олимп чрез Ириду богиню Фетиду, повелевает убедить Ахиллеса, чтобы он оставил свирепство и возвратил тело выкупающим, 64—142. Ирида, по повелению Зевса, является также Приаму и убеждает, чтобы он шел с дарами к Ахиллесу для искупления сына, 143—188. Приам решился, невзирая на страх Гекубы, его отклоняющей; собирает драгоценные дары, приказывает детям приготовить воз для клади, а сам запрягает для себя колесницу, 189-—282. Наконец, сотворив возлияние Зевсу и видя в ниспосланном от него орле счастливое знамение, с одним вестником Идеем отправляется в путь, 283— 330 Встречает Гермеса, Зевсом ему к спутники посланного, который назвавшийсь служителем Ахилесса и усыпив стражей, приводит Приама к куще героя, 331—467. Ахиллес, молением царя тронутый, принимает выкуп; возвращает тело, омытое я покрытое ризою, соглашается дать двенадцать дней, просимых Приамом для погребения, предлагает ему вечерю, ночлег и дружелюбно отпускает ко сну, 468—676. Гермес рано пробуждает Приама, проводит через стан, оставляет его; и Приам, с наступлением дня, привозит к городу тело Гектора. На встречу его вышед, все трояне подымают плач, 677—717. Привезши тело в дом, полагают на ложе; начинатели плача пением оплакивают его; кроме их, плачет Андромаха, Гекуба, Елена, 718—776. Наконец сожигают тело на костре и пиршеством у Приама празднуют погребение; 777—804.


 
Hosted by uCoz